Приемка системы. Практические рекомендации.

Приемка системы. Практические рекомендации.

 

Приемка системы всегда очень ожидаемый и волнительный процесс. Его можно бояться, но можно подготовиться к нему и провести испытания на высоком уровне, чтобы процесс прошел спокойно, а результат удовлетворил всех участников проектной команды как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.

 

Документация

Порядок контроля и приемки системы - шестой и весьма содержательный раздел технического задания на АС, разрабатываемого согласно ГОСТ 34.602. Как элемент иерархической структуры «занимает» наивысший уровень иерархии. В документах выделяется и нумеруется заголовком первого уровня. В разделе «Порядок контроля и приемки системы выполняется на основании ГОСТ 34.603-92». Редакция от 20.06.2018.

 

Как писать раздел ТЗ «Порядок контроля и приемки системы» по ГОСТ 34.602-89?

Каков же порядок контроля и приемки системы? Ответ на указанный вопрос дает п. 2.8 ГОСТ 34.602-89. Более того, вся работа по подготовке раздела «Порядок контроля и приемки системы» сводится к включению в текст технического задания содержимое подразделов ГОСТ 34.603-92. Исходить следует из того, что разрабатываемое ТЗ должно, для начала, быть способным удовлетворить все требования Заказчика. Далее, по ходу подготовки конкретных его разделов, когда будет определено, что же за автоматизированная система разрабатывается, последуют рекомендации по сокращению раздела «Порядок контроля и приемки системы» до необходимого и достаточного объема, способного удовлетворить Заказчика.

 

В разделе «Порядок контроля и приемки системы» указывают:

  1. Вид,
    2. Состав,
    3. Объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
  2. Общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
  3. Статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).

[из п. 2.8 ГОСТ 34.602-89].

 

Приемочные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем». Данный вид испытаний завершается после предварительных испытаний и опытной эксплуатации. Цель данных испытаний — проверить соответствие автоматизированной системы требованиям Технического задания и сделать заключение о готовности Системы к вводу в постоянную эксплуатации.

 

ПМИ

Испытания проводятся по документу Программа и методикой приемочных испытаний (ПМИ). ПМИ разрабатывается с применением РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов». Благодаря в первую очередь этому документу приемочные испытания «по понятиям» превращаются в приемочные испытания «по науке». ПМИ описывает все требования (функциональные и нефункциональные) Технического задания и ожидаемые результаты проверки.

 

ПМИ — это последний шанс для Заказчика повлиять на характеристики принимаемой информационной системы. Особенно если в ходе проекта разрабатывалось Техническое задание, которое в классическом понимании говорит «что делать» (цели и задачи, общие требования, требования к программному, техническому и документационному обеспечению, требования к персоналу и др.) и не разрабатывался Технический проект, который говорит «как делать» (конкретные технические решения по реализации конкретных требований Технического задания). Уделите достаточное время на разработку и согласование Программы и методики приемочных испытаний. Если хотите, это будет ваш устав на приемочных испытаниях.

 

Приемочная комиссия

Заказчику должен издать приказ о составе приемочной комиссии, и каждого его члена под подпись ознакомить с ПМИ. Кого включать в комиссию — личное дело Заказчика. Предпочтительно, чтобы в ней обязательно были:

 

  • Функциональные заказчики
  • Представители подразделений — ключевые пользователи Системы
  • Представители технических подразделений, которые в дальнейшем будут обслуживать Систему

 

Хотите, чтобы на приемочных испытаниях автоматизированной системы все было «по-взрослому»? Помимо проверки функциональных требований выполните:

 

  • Развертывание программного обеспечения Системы «с нуля»
  • Проверку заявленных временных показателей полного и частичного восстановления Системы
  • Проверку быстродействия Системы путем замера времени выполнения ключевых функций, пусть и в монопольном режиме. Конечно, данные показатели должны быть изначально описаны в Техническом задании, или стороны будут обречены на спор, что есть «комфортное время» выполнения той или иной операции.
  • Проверку устойчивости и надежности Системы. Даже такого элементарного теста будет вполне достаточно – открываем интерфейсную форму внесения данных, выдергиваем сетевой шнур или разрываем соединение Wi-Fi, пытаемся сохранить данные, получаем адекватное сообщение, восстанавливаем соединение и повторяем попытку сохранения.
  • Проверку комплектности и качества документации. Лучше эту часть выполнить до начала испытаний, т.к. она требует достаточно много времени. Непосредственно на самих испытаниях озвучить результаты данной проверки.
  • А вообще начните с проверки соответствия общесистемного программного (операционные системы, офисные пакеты, системы управления базами данных и др.) и технического обеспечения Системы (сервера, клиентские станции, каналы связи и др.) заявленным требованиям в Техническом задании. Несоответствия в этих пунктах может стать обоснованной причиной недостижения характеристик Системы заявленным показателям и даже полного невыполнения отдельных функций Системы.

 

Тестовые данные

Приемочные испытания проводите на контрольном наборе данных. В Систему должны быть в загружены данные как минимум сопоставимые с плановым объемом данных за первый год работы. Пусть это будет автоматически сгенерированная информация, качество контента тут не на первом месте. Если в процессе опытной эксплуатации необходимый объем данных уже был сформирован — отлично. Всегда имейте при себе данные:

  • Учетные записи
  • Файлы для загрузки необходимых размеров
  • Тексты необходимых запросов
  • Данные для заполнения форм (которые были проверены лично Вами, и Система отрабатывает корректно)

 

Нагрузочные испытания

Часто в Технических заданиях пишется фраза «Система должна обеспечивать одновременную работу N пользователей». Исполнитель в первую очередь обеспечивает наличие необходимого количества конкурентных лицензий (если такая политика лицензирования предусмотрена). Не стесняйтесь спросить каким образом организационно или технически было обеспечено выполнение данного требования. Если были проведены нагрузочные испытания (в автоматизированном и/или ручном режиме), попросите предоставить протокол и программу проведения. Если данные тесты будут запущены прямо на испытаниях, честь и хвала Исполнителю.

 

Протокол

По результатам проведения приемочных испытаний оформляется протокол (отчет) о результатах испытаний, в его составе может быть приложение с описанием выявленных замечаний и сроках их устранения (не забывайте об этом), а также акт технического состояния Системы и готовности ее приемки в промышленную эксплуатацию. Содержание данных документов также описано в РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

 

Раздаточные материалы

Позаботьтесь о том, чтобы у всех членов комиссии были все необходимые документы в распечатанном виде! Не забывайте про собственную команду. Стоит подготовить таблицу прохождения ПМИ – просто номера и названия пунктов и столбец для примечаний. Так гораздо проще будет потом составлять протоколы. Помимо самих проектных документов можно подготовить сопроводительные материалы.

 

Скамья запасных

При сдаче работ команда делится на тех, кто сдает систему у Заказчика и тех, кто помогает сдать. Те, кто сдает работы физически находится у Заказчика, на всех совещаниях необходимых для сдачи работ. Те, кто помогает - это разработчики, аналитики, тестировщики и ВСЕ те, кто вовлечен в проект.

Разработчики исправляют баги, Аналитики подготавливают, редактируют, дорабатывают проектные документы. Тестировщики вылавливают баги, актуализируют проектные документы.   

 

 

Визуализация. Использование таблиц и графиков

Если мы можем показать, мы должны показать! Показать проще чем описать.  Данные в таблице проще воспринимать чем текст. Графики наглядно демонстрируют необходимые данные.

 

Никогда не делать того, чего не было в сценариях

Необходимо строго придерживаться разработанного плана (сценария), Заявленный сценарий должен быть заранее известен Заказчику.  

 

Обязательно все и всегда дублировать

Старайтесь придерживаться этого простого правила. В команде должны быть запасные игроки, в сумке на приемке всегда должен быть запасной ноутбук, лишний экземпляр полного комплекта документов.

< июл > < 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31